Новые достижения судостроительных предприятий
Производственное объединение «Завод Красное Сормово»
Сухогрузные теплоходы смешанного «река—море» плавания типа «Волга» пользуются заслуженным успехом у заказчиков, в том числе и зарубежных. Однако на линиях, где эксплуатируются суда этого типа, часто возникает потребность в более маневренных судах меньшей грузоподъемности. В связи с этим, с целью более полного удовлетворения потребностей рынка, силами заводских конструкторов решено создать модификацию данного проекта под условным названием «НиНо-3000», что означает «Нижний Новгород», а цифра — среднюю грузоподъемность. Судно имеет длину 117,4 м (вместо 140) и три трюма (на один меньше). Грузоподъемность составляет 2800—4100 т. При той же мощности главных двигателей (2х Х970 кВт) скорость судна возрастает. Финансируют проектные работы Амурское, Северо-Западное и Беломорско-Онежское пароходства. Рабочие чертежи намечено подготовить в 1992 г., а головное судно сдать в следующем году.
В объединении наращиваются объемы выпуска стиральных машин «Волна». В 1986 г. их было изготовлено 94 258 шт., в 1987 г. — 110 000 шт., 1988 г. — 114 765 шт. В 1989 г., после ввода в строй первой очереди специализированного завода «Волна», число направленных в торговую сеть стиральных машин достигло 145250 шт., в 1990 г. — 202 127 шт. В текущем году поставлена задача довести выпуск этой нужной населению продукции до 240 000 шт.
На поток поставлено и производство строительных башенных кранов. За шесть лет их изготовлено около 100. В течение 1991 г. заказчикам в разные регионы страны отправлено 22 крана. Поставляются и необходимые запчасти.
Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз»
Проект природоохранного инспекторского катера на воздушной подушке разработан конструкторами этого бюро. Данный КВП полным водоизмещением 100 т имеет длину и ширину корпуса 29 и 10 м, габариты на воздушной подушке 29,5X12X9 м. В качестве главной энергетической установки предусмотрен газотрубчатый агрегат длительной мощностью 5900 кВт, являющийся приводом для воздушного винта изменяемого шага диаметром 3,5 м и нагнетателя диаметром 2,2 м. Скорость полного хода на тихой воде достигает 55 уз, а на волнении до 2 баллов и ветре до 2 баллов — 50 уз. Для обеспечения малого хода (1—3 уз) и маневрирования используются два дизеля типа 6ЧСП и водометы ВД-8. Дальность плавания со скоростью 50 уз составляет 500 миль и, кроме того, под дизелем — 5—7 ч. В качестве источников электропитания используются два газотурбогенератора ГТГ-100 номинальной мощностью 100 кВт и аккумуляторные батареи. Управление движением КВП и его техническими средствами предусматривается дистанционное, из ходовой рубки при помощи системы «Орион-KATl». Имеется полный набор необходимого штурманского и радиотехнического оборудования. Экипаж КВП составляет 4 чел. и 2 инспектора; они располагаются водно- и двухместных каютах. Предусмотрены и запасные спальные места. Корпус КВП сварной, из алюминиево-магниевого сплава с преимущественным применением прессованных панелей и профилей.
ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова
Исследование прочности и устойчивости судовых и других конструкций удобно осуществлять с помощью изготавливаемых в институте маломасштабных моделей из фотоупругих материалов. В таких оптически изотропных материалах при деформации возникает оптическая анизотропия и связанное с ней так называемое двойное лучепреломление. Это позволяет оценить влияние концентраторов напряжений и конструктивных особенностей на упругое напряженное состояние плоских и пространственных моделей с целью нахождения оптимального варианта конструкции. Данный метод дает возможность исследовать напряженное состояние сферических и цилиндрических оболочек и других сложных конструкций, определить критическое давление. Если необходимо узнать напряженное состояние натурной конструкции, то для проведения соответствующих исследований на поверхности наносится фотоупругое покрытие. В этом случае могут также определяться остаточные деформации, возникающие в процессе нагружения либо появившиеся в результате предшествовавших технологических операций. Разработанный метод моделирования с использованием фотоупругих материалов позволяет оперативно решать задачи по оценке надежности конструкций, получая полную информацию о напряженном состоянии объекта исследования.
ЦНИИКМ «Прометей»
Технология получения биметаллических и многослойных композиционных материалов с помощью сварки взрывом разработана в Центральном научно-исследовательском институте конструкционных материалов «Прометей». В качестве плакирующего (на стальной лист) слоя толщиной 3—16 мм используют титановый сплав типа BTI-0, коррозионно-стойкие стали, медь, медно-никелевые и алюминиевые сплавы. За один подрыв заряда можно соединить между собой листы площадью более 5 м2. При этом свариваемые материалы не расплавляются, а взаимодействуют друг с другом в твердом состоянии. Поэтому между ними не образуется нежелательных диффузных прослоек, резко снижающих прочность соединения. Усилие для отрыва, например, слоя титана от стали составляет не менее 140 МПа, на срез плакирующего слоя — не менее 145 МПа. Биметаллы МНЖ5-1—сталь 08Х22Н6Т и 08Х18Н10Т— 15ХЗНМФА использовались при изготовлении судовых теплообменников; биметалл титан—сталь применен в теплообменном оборудовании на ряде АЭС — Ленинградской, финской (Ловиса), болгарской (Козлодуй).
Производственное объединение «Черноморский судостроительный завод»
Музей объединения пополнился новым экспонатом — макетом тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (бывший «Тбилиси»). Профессионально, на основании чертежей и фотографий, сделав расчеты, подобрав необходимые материалы и мастерски применив их в деле, заводские судомоделисты Анатолий Федченко, Вячеслав Лантух и Николай Прокопенко воссоздали корабль в масштабе 1:200. Макет, на создание которого ушло более полутора лет, сделан из пластмассы, металла и дерева, искусно подобранных по цветовой гамме, — именно так окрашен настоящий корабль; тщательно, со знанием дела и с высокой точностью выполнены судовые устройства, оборудование, такелаж, вооружение, радиолокационные антенны. А миниатюрные макеты самолетов Су-27 и МиГ-29 застыли в различных штатных положениях: один имитирует взлет, другой — посадку, остальные заняли свободные места на палубе. В процессе работы над моделью пришлось столкнуться со многими трудностями — очень сложный корпус корабля, трудоемкими оказались модели самолетов, при изготовлении которых пришлось сделать более 20 пресс-форм.
Все работники судомодельного участка с молодых лет пристрастились к судомоделизму. Анатолий Федченко стал заниматься изготовлением моделей 25 лет назад, сразу после службы в армии. Он сумел передать свое увлечение В. Лантуху и Н. Прокопенко — они также стали мастерами высокого класса. Причем это как раз тот случай, когда основная специальность судостроителя помогает им в раз и навсегда выбранном «хобби», которое стало уже профессией, позволяет постоянно совершенствовать свое мастерство.
Группой А. Федченко изготовлены многие модели, экспонирующиеся в заводском музее. Посетителям, а среди них большую часть составляет молодежь, демонстрируется целый флот, представленный моделями боевых кораблей, скоростных ролкеров, сухогрузов, рыбопромысловых судов. Это способствует профессиональной ориентации, прививает интерес к профессии корабела. Теперь школьники, студенты и учащиеся ПТУ, рабочие и инженеры, ветераны и курсанты училищ смогут получить наглядное представление о тяжелом авианесущем крейсере — крупнейшем надводном корабле ВМФ пашей страны. (О. А. Зарецкая).
ГСПИ «Союзпроектверфь»
Новые конструктивные решения применяют специалисты этого института при создании проектов большепролетных промышленных зданий, оснащенных крановыми средствами значительной грузоподъемности. В зависимости от конкретных условий такое здание, например судостроительный эллинг, может иметь ширину пролета от 48 до 132 м, а высоту от 36 до 54 м. Внутри здания устанавливаются козловые краны грузоподъемностью 320—1200 т, а также подвесные многоопорные краны для грузов массой 10—50 т. С целью уменьшения затрат на отопление (на 20—30%) при эксплуатации сооружения и создания комфортных условий в рабочих зонах предусмотрена особая конструкция ворот, оснащенных специальным воздушным уплотнением в сочетании с воздушной завесой. Для обеспечения независимой работы крановых средств имеются грузовые тамбуры, расположенные за пределами основного пролета. Применяемые конструктивные решения позволяют снизить расход стали и цемента; объем фундаментов и свайных оснований по сравнению с традиционными вариантами может быть уменьшен до 1,5 раз. На новшества получены авторские свидетельства СССР на изобретения 1218036, 1305289, 1325160 и 1435896.
Объединение «Адмиралтейские верфи»
Сокращение заказов в связи с конверсией и соответствующее высвобождение производственных мощностей позволило ЛАО начать освоение новой продукции. Это — малые рыболовные траулеры типа «Балтика» длиной 25 м. При подготовке к выпуску нового вида судостроительной продукции широко используется опыт родственных предприятий, которые осуществляют поточную сборку таких траулеров. Первые два судна планировалось построить по старому проекту, а последующие — по модернизированному. Траулеры будут приспособлены для эксплуатации в тропических широтах, их оборудование станет отвечать мировому уровню. Поставку импортных механизмов и агрегатов обеспечит совместное советско-швейцарское предприятие «Инмет», филиал которого функционирует в объединении. Новый траулер будет более универсальным — он сможет вести промысел как рыбы, так и креветок. В планы ЛАО входит организация совместной компании по эксплуатации малых рыбопромысловых судов. Всего их намечено построить 30 ед.
Производственное объединение «Октябрь»
Созданная в объединении судовая радиолокационная станция «Лоция» предназначена для судов портового, служебно-вспомогательного и технического флота, малотоннажных морских и судов на подводных крыльях, а также для использования в качестве вспомогательного радиолокационного оборудования, устанавливаемого на крупных морских судах. Станция способствует повышению безопасности плавания судна вблизи берега, в узкостях, в условиях ограниченной видимости. Она функционирует в режиме обзора, позволяет определить местонахождение судна относительно береговых ориентиров и координаты объекта (дальность, курсовой угол). Б зависимости от комплектации РЛС может получать электропитание от судовой сети постоянного или переменного тока. Она способна функционировать при температурах наружного воздуха от —40СС до -Ь50°С* влажности 95—98%, крепе судна до 45°, ветровых к а грузках до 50 м/с. Некоторые технические характеристики РЛС: частота передатчика 9375±45 МГц; импульсная мощность и длительность импульса на шкалах 0,5, 1 и 2 мили — соответственно не менее 2,5 кВт и не более 0,12 мкс, а на шкалах 4, 8 и 16 миль —4,5 кВт и 0,3±0,1 мкс; коэффициент усиления антенны—не менее 700; частота вращения антенны 20±4 об/мин; предельная погрешность измерения дальности — не более 2%; непрерывная работа — в течение 24 ч с последующим перерывом не менее 4 ч; общая масса агрегатов РЛС — около 95 кг.
Комментарии