Почему мы кричим и почему это (не) помогает
Подчеркивая очевидное, мы можем кричать по-разному и о разном, но сегодня речь пойдет о конфликтном поведении.
- Случалось ли Вам срываться на крик, выясняя отношения?
- А случалось ли Вам быть тем (той) на кого кричат?
- Вспомните свои ощущения в обеих ситуациях.
Возбуждение, злость, страх, что-то замирает внутри, напряжение, ужас, непонимание происходящего, растерянность, ненависть, любовь (не удивляйтесь – в стране, где «бьет – значит любит» почему бы и крику не быть проявлением любви?). Во всем этом нам поможет разобраться психологический центр здесь и сейчас в спб.
Итак, что происходит с мозгом и телом человека, на которого кричат?
Человека (не важно, взрослого или малыша) бомбят гормоны: норадреналин (гормон гнева) и адреналин (гормон страха), они поступают в кровь из надпочечников. Тело скукоживается, зрачки широко открываются, руки и ноги дрожат, ощущение тремора может быть и в животе, лицо бледнеет, может быть ступор. После такой бомбардировки гормонами, тело и мозг человека, на которую кричат совместными усилиями решают самую насущную задачу.
Выжить.
- Не рассуждать о сказанных словах.
- Не «исполниться ответственностью».
- Не становиться совестливее.
- Не думать, как это важно для жизни – быть послушным (класть вещи на свое место, приходить вовремя, пить в меру).
Выжить - вот чем мы озабочены, когда на нас громко кричат.
Вся наша система – тело, эмоции, мысли, поведение – сфокусированы на выживании или на том, как избежать наказания.
Другой вариант: мы озабочены тем, как не накричать в ответ на того, кто кричит на нас (или как сломать ему челюсть).
Крик – это стресс для того, на кого кричат, а наше поведение в стрессе варьирует между 6-ю основными реакциями:
Freeze – где мы замираем. Эта реакция подобна реакции кролика перед удавом: он замирает, чтобы удав подумал, что кролик действительно мертв. Мы застываем по этой же причине – уже мертвому нельзя причинить вреда.
Fight – где мы отвечаем гневом на гнев, прямой агрессией, криком. И не потому что мы это сознательно решили, а потому что наш лимбический мозг решил, что мы в состоянии дать отпор.
Flight – где мы убегаем (иногда буквально, чтобы уберечься от вероятного насилия), иногда убегаем мысленно в «безопасное место» в нашей голове, где можно переждать. Все дальнейшие попытки того, кто на нас кричит, вести речь о чем-то важном – бесполезны – мы уже «отключились».
Friendly – где мы начинаем широко улыбаться и всячески идти на согласие, и мы хотим согласиться с чем угодно. Но не потому, что тот, кто на нас кричит, прав, а для того чтобы спастись и снизить стресс и напряжение.
Flop – где мы также замираем и почти перестаем дышать, эта реакция подобна п.1. Здесь может кружиться голова или даже мы теряем сознание – спасаясь от опасности, которую наш мозг считает смертельной.
Focus – мы «собираем себя», концентрируемся, обращаем внимание на малейшие изменения в поведении агрессора (да, в этом варианте наши мама или папа, начальник, любимый человек для нас — агрессор и угроза). И мы фокусируемся не на теме скандала, а на том, как предсказать дальнейшую поведение агрессора.
Нравится это нам, или нет, но когда мы кричим на кого-то, мы тем самым тренируем его способность выживать. И, если мы хотим, чтобы он или она были реально тренированными в этом деле – в данном случае крик выполняет свою функцию.
В этом смысле крик помогает.
Крик является стрессом и для того, кто кричит. Когда мы кричим, мы чувствуем гнев и страх, мы переполнены адреналином и норадреналином. Мы кричим в первую очередь для того, чтобы снизить напряжение и стресс. Мы кричим, чтобы наш гнев и страх стали меньше. Мы кричим, чтобы сделать лучше себе, даже если это кажется кому-то эгоистичным. Мы кричим потому, что другой способ доносить другому свой страх и гнев, является для нас недоступным. И часто мы кричим, потому что другому способу нас никто не научил.
Другая сторона крика: мы кричим, потому что так нам кажется, что нас наконец услышат.
И увы, если мы только кричим, нас не услышат. Не услышат, что нам больно, что мы растеряны, что нам страшно и одиноко, и что нам значимы эти отношения, из-за которых мы собственно, так кричим (на партнера, на дочь, которая пришла в семь утра, и т.д.).
Вторая вещь, с которой сталкивался каждый, кто хоть раз срывался на близких (не касается психопатов, но психопаты не читают статей для саморазвития :—)) – это вина и стыд. После криков и скандалов бывает тяжело снова говорить и смотреть в глаза. И это дополнительная проблема, которая возникает затем.
Поэтому важно научиться выражать гнев неразрушающим способом. И поэтому важно научить себя выражать те чувства, которые стоят за скандалом и криками. А это почти всегда – о любви и невозможности любви. Эффективно двигаться в верном направлении в компании единомышленников Вам поможет центр "Здесь и сейчас" в СПб.
Комментарии